Алёна Высотская!

 

Алёна Высотская!




<FONT color='blue'></FONT>"ДуША"
INTRO
Это случилось весной. Столичные продюсеры и деятели шоу-бизнеса c интересом спрашивали друг у друга: «Ты не в курсе, что это за новая группа, у которой вместо названия – знак вопроса? У них еще такой дикий клип, где певица-ворона и белые голуби заклевывают человека?». Точного ответа не знал никто – знали только название песни: «Позови меня».
Этот гимн свободе, несомненно, тянул на хит. Девушку в клипе – с пристальным взглядом «глаза в глаза» и какой-то нездешней печалью на лице – можно было любить или ненавидеть, но остаться равнодушным не мог никто. Вместе с песней откуда-то из темной ямы космоса вдруг ворвался поток холодного свежего ветра, увлекающий за собой неведомо куда. Песня-молитва, песня-стон, песня-печаль…
Тем временем слухи вокруг группы «?» продолжали плодиться, словно грибы после дождя. Одни утверждали, что «Позови меня» - это какой-то новый сенсационный проект Максима Фадеева. Другие говорили, что девушка в клипе родом из Югославии, но свободно общается по-русски и недавно переехала в Москву. Третьи считали, что группа «?» вообще не существует, а в клипе скомпилированы аут-тейки из нескольких любительских кинофильмов, демонстрировавшихся пару лет назад на фестивале «Другое кино» в Киеве. Короче, то ли русские, то ли украинские, то ли югославские Gorillaz, которых вроде бы и нет в природе, но загадочная вокалистка хрипло поет: «Позови меня, сквозь расстояния – мы будем вдвоем!»
После нескольких концертов в подмосковных Домах культуры до столицы начали доходить слухи другого рода – группа-то, оказывается, живая! Вокалистке 21 год. Ее зовут ДуША, – с ударением на первый слог, так же необычно называется и группа. Вскоре в титрах клипа «Позови меня» вместо знака вопроса появляется название «ДуША». Знатоки даже пытались найти в клипе «?» и клипе «ДуША» десять отличий. И небезуспешно! Кто-то заметил увеличение числа голубей-стервятников. Кто услышал лишний куплет. Кто-то обратил внимание на записанный сквозь вокодер в финале композиции мужской голос, зафиксированный на пленку задом наперед...
Вскоре радиостанция «Серебряный дождь» объявила список номинантов на премию «Серебрянная калоша». Среди прочих с той же песней «Позови меня» оказалась и «ДуША». Однако тогда в номинации «Навеяло Года» с большим отрывом победили Алсу и Игорь Крутой…
Еще через некоторое время в модных столичных клубах появились россыпи флаерсов, на которых с одной стороны был напечатан жирный знак вопроса, а с другой – логотип «ДуША». Завсегдатаи начали поговаривать, что группа «ДуША» рвется на фестиваль «Нашествие» и даже попала в обойму претендентов – вместе с «Партизанским радио», «Дзеном» и еще парой-тройкой героев завтрашних дней.
У виртуальной вокалистки ДуШИ из не менее, казалось бы, виртуальной одноименной группы даже появился собственный фан-клуб, который на фестивале в Раменском размахивал большим белым плакатом, на котором синим маркером было написано «Позови меня». Журналисты вспоминают, что за сценой ходила одетая во все черное стройная молодая брюнетка с бэджиком «VIP», о чем-то разговаривала с гитаристом Земфиры, но на сцену так и не вышла…
1. Из варяг в греки
Через несколько недель перед жителями нескольких поволжских городов предстало сюрреалистическое зрелище. Мимо их населенных пунктов проплывала старая баржа, обставленная какими-то колонками и динамиками. Названия и опознавательных знаков у судна не было - как, впрочем, не было матросов и даже элементарного якоря. С трубы валил густой дым, а где-то в эпицентре этой завесы стояла девушка, громко поющая в два микрофона чудные, незнакомые песни – блюзы, трип-хоп, баллады.
Под серым небом ни души.
Душа, как рыба на песке:
На выдох – боль,
На вдох – любовь. Дыши!
Музыкантов видно не было, но тексты песен слушались на берегу весьма отчетливо. Подъезжая к причалу, баржа замедляла ход, чтобы пришвартоваться, но в последний момент проплывала дальше. Только рокот бас-гитары раздавался где-то в тумане, ниже по течению. Жители недоуменно смотрели вслед кораблю и на всякий случай забирали детей из школы домой.
Волновались родители зря: капитаном баржи для перевозки угля и, по совместительству, загадочной девушкой-вокалисткой была ДуША. Вместе со своим барабанщиком и басистом они в усеченном составе устроили небольшой поволжский тур типа «Рока чистой воды». Точно также лет тридцать назад легендарные Grateful Dead прокатились «с ветерком» в низовьях Миссисипи. Пример покойного Джерри Гарсиа оказался для «ДуШИ» заразительным. «Я подумала: а чем я хуже? - позднее рассказывала своим друзьям певица. – Найти баржу и поставить туда репетиционный аппарат – дело одного дня». Сказано – сделано. ДуША по характеру слегка флегматична, но уж если какой-то идеей загорится, тогда держись...
Примерно в середине октября около сотни знакомых музыкантов, родственников и близких друзей ДуШИ получили приглашение на концерт в один из новых клубов в районе станции метро «Белорусская». Именно там состоялось премьерное выступление группы «ДуША». До этого музыканты долго репетировали – прямо на квартире у вокалистки.
Бедные соседи! 24 часа в сутки в кухне наигрывалась дебютная программа. В паузах все курят, громко спорят или слушают собственные демо-записи. Со стороны – нечто среднее между литературным салоном, репетиционной базой и сходкой заговорщиков. Ежеминутно звонит телефон, но ДуША успевает на все реагировать и, по ее словам, «четко держит картинку». Ее первичные импульсы превращаются в мысли, мысли – в поступки, поступки – в события. Сказано – сделано…
И вот, концерт. Это похлеще дебюта в Москве «Запрещенных Барабанщиков», когда прямо на сцене имитировалось убийство – как необходимая иллюстрация к песне про негра. Здесь же все было по-другому, что называется, без спецэффектов – но, тем не менее, кому-то могло показаться, что это был концерт двух разных групп. Например, человеку, который пришел в начале выступления, потом отошел ненадолго и вернулся в конце… Сначала группа играла в акустике: классический unplugged на высоких стульях. Но где-то в середине концерта, сначала гитарист сменил акустическую гитару на электрическую, потом контрабасист взял в руки бас-гитару, перкуссионист пересел за барабанную установку, а сама ДуША подбежала к саксофону и сыграла запоминающиеся соло. Причем в процессе этого перевоплощения певица изменилась и внешне: она сорвала с себя широкое белое платье, под которым оказалось узкое, обтягивающее темно-зеленое…
«У ДуШИ есть внутренний стержень, а это главное, - сказала после концерта солистка «Ночных Снайперов» Диана Арбенина. - Особенно мне понравилось, когда девушка взяла в руки саксофон».
«ДуШа, на мой взгляд, это как раз тот образ, которого не хватало нашей сцене, - говорит солистка группы Butch Елена Погребижская. - Я почувствовала в ней некоторую куртуазность. То есть, с одной стороны, это безупречная стильность, а с другой - некий шик, который не каждая молодая певица может себе сегодня позволить».
Во время финальной песни «Я не болею тобой» ДуША спрыгнула со сцены прямо в зал –десятки рук подняли ее тело вверх и бережно вернули обратно. А сразу после концерта певица покинула клуб через служебный вход, вскочила в лимузин и поехала на съемки клипа – как раз на эту песню. Примечательно, что у нее уже была довольно необычная коммерческая судьба: в частности, она являлась супер-хитом в заповедном городе Великие Луки, где занимала вторую строчку в «TOP-40» вездесущей радиостанции «Европа+»…
2. Анна Каренина и мистический поезд
Пространства, окружающие место съемок в подмосковной деревне Щербинка, более всего напоминали собой Интерзону из «Сталкера» Тарковского. На километры вокруг не было видно ни одной живой души, только печальные тополя скрипуче раскачивались на пронзительном октябрьском ветру, небо изредка прочерчивали черные птицы и блестящая ниточка рельс убегала вдаль. В воздухе висел запах мистики и ожидания чего-то неизвестного.
Съемками видео «Я не болею тобой» руководила известный клипмейкер Ирина Миронова. Попав под интровертное обаяние ДуШИ, которую Миронова увидела в клипе «Позови меня», она решила во что бы то ни стало найти певицу. У Мироновой, создавшей блестящую вереницу оригинальных работ для разных артистов, было свое мнение насчет этой группы. ДуША должна была сыграть Анну Каренину в своеобразном видеоримейке бессмертного романа Льва Толстого. Главное требование Мироновой к съемочной группе было простым: максимальная достоверность. Достичь ее было поручено костюмеру, работавшему с Михалковым в «Сибирском Цирюльнике», а одной из главных фишек стал черный паровоз XIX века, найденный на одной из закрытых экспериментальных железнодорожных площадок области.
Съемки проходили в жестком режиме с 8 утра до 8 вечера. Природа в точности повторяла строки из песни: «Температура ноль и не выше/ветер по коже/ветер по крыше…». А ДуША стояла лицом к ветру, на рельсах в прозрачном белом пеньюаре, глотала слезы и сигаретный дым и дрожала от холода.
«Скоро я перестала чувствовать холод и себя,– говорила ДуША позже. – И Миронова, желая добиться от меня максимума эмоций, попросила включить ветродуи. Только когда у меня посинели руки, она решила продолжить съемки. Самое странное ощущение у меня возникло, когда на меня стал надвигаться этот паровоз. Я не знала, бежать мне или оставаться на месте. Был момент, когда я перестала верить, что поезд остановится».
Согласно сценарию клипа, «Вронский» на балу, в окружении великосветской публики, начинает домогаться Анны, пытается сорвать с нее платье и даже бьет. Сколько было сделано дублей с ударами и падениями героини, никто уже не помнит. Но, войдя в кураж, девушка всерьез попыталась ответить дублеру в одном из вариантов съемки. Испуганный таким поворотом «Вронский» ударил ДуШУ «по-честному». Миронова была довольна. А ДуША, уже отсмотрев готовое видео, расстроилась.
«Посмотрев этот клип, я увидела в нем такого же одинокого человека, каким я чувствую себя в жизни. Анну никто не понял. Это манифест одиночества».
Как и в «Мистическом поезде» Джармуша, вместе с врывающимся в кадр паровозом на съемочной площадке появился дух толстовской героини. Мистика так и витала над съемочной площадкой. Узнав, что в видео участвует доберман, ДуША сразу сказала: «он на меня набросится». И очаровательный пес одного из членов группы, который никогда в жизни не посмел даже зарычать на человека, действительно отнесся к ДуШЕ очень агрессивно. И только к ней! Кроме того, девушка, играя сцену с разбрасыванием посуды, умудрилась порезать руку – но эта сцена не вошла в видео.
«Я наблюдал за ДуШЕй во время всего процесса и видел, как ей тяжело, - рассказывает администратор Ирины Мироновой Константин Кузмин. – Но держалась она молодцом. Мы исключили сцену с порезанной рукой, потому что не жаждали крови. В тот момент съемки уже подходили к концу, и я сказал ей: «Вот, ты поставила свою кровавую точку»…
Несмотря на то, что в конечной версии ролика поезд не наезжает на Каренину, она все же погибает. «Я долго думала, как мне можно избежать крови в этой работе, - говорила Ирина Миронова. – И решила, что зритель сам должен домыслить сюжет. Я же создавала не экранизацию романа Толстого. Сцена, где поезд застывает напротив ДуШИ в стоп-кадре, и за головой героини небо расползается по швам, - это и есть кульминация моего ролика».
Однако это еще не все: в финальном эпизоде клипа – где опустошенный Вронский в черном фраке на голое тело сидит напротив зеркала – тоже снялась ДуША. Этот кадр, пожалуй, может совершить маленькую революцию в российском клипмейкерстве. В мировом кинематографе мужчины часто играют женщин, а вот женщинам редко поручают мужские роли...
Находясь после съемок в глубокой прострации, ДуША поразила своей отчужденностью съемочную группу MTV, делавшую сюжет об этой работе. Любопытные журналисты не постеснялись пристать к замученной артистке с вопросом: «Что вы думаете об отмене в Лужникх концерта группы «Ленинград?» «Дальше…», - небрежно ответила певица и посмотрела сквозь спросившего.
В середине ноября клип появился на музыкальных каналах, и вновь люди стали задаваться вопросом: кто эта девушка со странным взглядом? Откуда она взялась? Из чего она сделана? Что ей нужно?
3. Грустный ангел из Дудинки
Прямо во время торжественной речи директора Липецкого музыкального училища, на церемонии традиционного посвящения в студенты, одна из студенток третьего курса по имени Женя вдруг стала рваться на сцену. Она была очень возбуждена и отчаянно тянулась к микрофону: «Я написала новую песню! Я хочу ее вам спеть!» Но спеть ей не дали, и вечером того же дня девушка в отчаянии выбросилась из окна. Только ее однокурсница Алена знала, в чем истинная причина этой драмы.
Она познакомилась с Женей в Липецком музыкальном училище на отделении «эстрадного пения». На самом же деле петь там не учили, а вместо этого предлагали сначала «немного потренироваться на саксофоне, а уж потом...» Это «потом» так и не настало.
Но девушки уже не обращали внимания на такие мелочи. У них сразу сложился необычный дуэт, хотя его составляющие казались вполне традиционными: автор – исполнитель. Женя сочиняла песни с драматизмом Кобейна и лирикой в духе Блока. Алена пела их очень индивидуальным, сильным голосом «с хрипотцой», в результате чего обрела славу «ослепительной певицы» и успешно пела в местных кафе-барах, где завсегдатаи называли ее «грустным ангелом».
…«Грустный ангел» родился в небольшом заполярном городке Дудинка, где зима длится девять месяцев, а термометр устойчиво показывает минус 50оС. На все это ледяное царство - только месяц лета. Солнечный день в Норильске напоминает московское предрассветье - только с густой морозной дымкой, застилающей все вокруг. Все условия для занятия творчеством…
Влечение к сцене у Алены появилось уже в возрасте полутора лет. Каждый вечер она танцевала под мамины пластинки, держа расческу на манер микрофона. Вскоре мама отдала дочку в музыкальную школу. Кто же мог подумать, что школа-то и убьет в Алене едва проклюнувшиеся ростки жизнелюбия…
Нехотя появляясь на занятиях, она приносила родителям на проверку поддельный дневник, где напротив выдуманных «пятерок» и «четверок» стояли жирные подписи преподавателей. Копировала эти подписи Алена с особым, мрачным азартом - словно за что-то мстила взрослым. И у нее хорошо получалось! Возможно, она смогла бы стать художником или дизайнером - если бы не самозабвенное увлечение пением, граничащее с маниакальностью. Отсюда – и индифферентное отношение почти ко всем остальным предметам в обычной общеобразовательной школе. На уроках алгебры Алена сочиняла стихи - правда, весьма печального содержания. Что-то вроде «Жизнь прожить, как звенящую строчку. Не колеблясь, поставить в ней точку».
Очень скоро пришло время как-то определяться со своим будущим, и Алена отослала письма в музыкальные училища Воронежа, Красноярска и Москвы. Месяцами будущая рок-звезда печально ждала ответа и, вконец отчаявшись, уехала отдыхать к родственникам в Липецк. Там, случайно проходя мимо училища, девушка увидела объявление о наборе на «эстрадное отделение». Зашла – и буквально через сорок минут попала на первый экзамен… Так она сделала первый шаг навстречу судьбе. Там она встретила Женю.
4. Дуэт в черном
У Алены и Жени сразу сложился необычный дуэт. Уже тогда для многих было очевидно, что они живут по другим законам, чем «молчаливое большинство». Девушек объединяло многое. Они обе были переполнены романтической тоской, готовностью броситься в костер безответной любви, оторванностью от быта и людей, ненавистью к мещанскому быту, органической душевной бездомностью, жаждой сгореть и погибнуть в самом расцвете сил. Вместе с тем они были очень разные: бешеный темперамент и странности Жени контрастировали с меланхоличным характером Алены, но эта полярность только усиливала психологическое влияние девушек друг на друга. Каждый день они находили для себя все новые «развлечения»: то одевались во все черное, чем не раз шокировали преподавателей, искренне считавших, что у них в семьях случилось несчастье, то вдруг увлеклись языческими обрядами, то засиживались над древнерусскими книгами и житиями святых…
Волшебный голос Алены сам по себе вдохновлял Женю на творчество. Так совместно были написаны три хита - «Чужие руки», «Золотая вода» и «Позови меня», которые Алена стала исполнять на различных городских конкурсах - и стабильно брала первые места. Тогда же появилось имя – ДуША. Это старинное славянское слово как нельзя точно характеризовало особенности философского мироощущения девушки. Циничному напору земляков-конкурентов «девушка с обожженной душой» (так ее назвал один председатель жюри) противопоставляла неподдельный драматизм: как раз тогда она потеряла подругу…
После очередного сборного концерта в городском Доме культуры к ДуШЕ подошел незнакомец и предложил помочь ее «настоящей музыке» найти своего слушателя в столице. Вскоре у ДуШИ появилась сносно записанная фонограмма, и девушка решила, что, помимо прочего, Москва – еще и хороший способ сменить гнетущую обстановку.
…Уже через несколько дней она вышла в хмурое утро на перрон Павелецкого вокзала. Выдохнула сомнения. Легко и спокойно вошла в суету огромного мегаполиса.
5. Москва
Дни летели как сумасшедшие. Ей было даже труднее, чем Мадонне: у той было хотя бы 30$, а у ДуШИ – одна-единственная кассета с собственной версией песни Оззи Осборна «She So Gone». Чтобы на первых порах заработать на жизнь, ДуША устроилась курьером в издательскую фирму. Работа была удобной – можно было мимоходом закидывать демо-запись на радио.
В Москве наступила осень. Деревья уже рассыпали по земле всю свою желто-оранжевую роскошь и теперь гигантскими серыми паутинами скорбно раскачивались под дождем. Тот день обещал быть обычным… ДуША присела отдохнуть на скамейку в каком-то «лысом» скверике. На соседней лавочке сидела девушка с огромным серым планшетом на коленях. Заметив ДуШУ, она поднялась и направилась к ней: «У тебя есть сигарета?»…
…В маленьком душном кафе Валери Павиа рассказывала ДуШЕ о себе. Оказалось, что она - французский режиссер: приехала в Москву снимать фильм о буднях российской столицы. На вопрос француженки «Чем ты здесь занимаешься?» неожиданно для самой себя рассказала ей всю свою жизнь. Позже Валери скажет, что именно эта встреча, спонтанная и пронзительно печальная, задала тон всему ее будущему фильму. «Отчужденность, и одновременно предельная откровенность, характерные для ДуШИ, идеально отражают суть Москвы», - говорит Валери. Именно поэтому француженка решила посвятить свой фильм этой случайно встретившейся ей русской девушке. К тому же Валери, обладающая определенными знакомствами в среде российского шоу-бизнеса, помогла демо-кассете ДуШИ попасть в правильное место. Буквально через несколько дней ей позвонил молодой продюсер с предложением сотрудничества. В частности, он выдвинул идею снять дебютный клип на песню «Позови меня», а в его титрах вместо названия проекта ставить вопросительный знак…
ДуША - не фрик. ДуША – не скрывается за «масками». Она не играет. У нее нет выдуманно-продуманных сценических образов! ДуША-настоящая. Может быть, единственная настоящая среди множества клонированных фриков, засоривших пространство шоу-бизнеса. Про ДуШУ ничего не нужно выдумывать. Достаточно просто посмотреть ей в глаза. Ее продюсеры, взявшиеся за развитие проекта всерьез и надолго, не афишируют свои имена, предпочитая демонстрировать свою хватку и правила работы реальными действиями. У них есть свои рецепты, не похожие на традиционные методы функционирования в российском шоу-бизнесе.
При первом знакомстве эта девушка не произведет на вас никакого впечатления. Ее внешность не отличается кукольной красотой и в то же время не отталкивает. Она тонкая, откровенная и волшебная. Ее имя как нельзя точно характеризует особенности ее философского мироощущения. ДуША – старинное славянское имя, происшедшее от древнерусского слова «духно», которое в свою очередь вышло из слова «дух». Отголоски богатой древней культуры и мистики, заложенные в этом имени, идеально сочетаются с новизной, которую ДуША несет своим творчеством.
Ее речь не блещет толстовскими изгибами великого и могучего - и в то же время гипнотизирует. ДуША настоящая. И поэтому с ней опасно. Осторожно, это девушка «с обожженной душой». Ее музыка несет в себе холодный огонь декадентства, какую-то неземную печаль


Создан 26 июн 2006



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником